Международное следствие на пресс-конференции обнародовало имена первых четверых подозреваемых в крушении малайзийского Boeing над Донбассом.

Следствие определило первых четверых подозреваемых по делу о гибели 298 пассажиров и членов экипажа рейса MH17. Это трое россиян — Игорь Гиркин/Стрелков, который на момент катастрофы был министром обороны самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР), Сергей Дубинский, руководивший «ГРУ ДНР», заместитель Дубинского Олег Пулатов, а также гражданин Украины Леонид Харченко.

Подозреваемые, по данным следствия, имели отношение к транспортировке ракетно-зенитного комплекса «Бук», из которого был сбит малайзийский Boeing.
Фигурантам дела будет предъявлено обвинение в убийстве и будет выписан международный ордер на их арест.

Суд по делу MH17 начнется 9 марта 2020 года в Нидерландах.

Следствие признает, что шансы на то, что фигуранты дела окажутся на скамье подсудимых, не велики. Оно призывает подозреваемых самих выйти на связь, но подчеркивает, что судебный процесс в Гааге начнется и при условии их отсутствия (то есть обвиняемых будут судить заочно). Их экстрадиции из России или Украины следствие требовать не будет, так как конституции обеих стран запрещают выдавать своих граждан.

Следствие собрало достаточно доказательств, свидетельствующих о том, что зенитный комплекс «Бук», из которого был сбит самолет, предоставила Россия.

На пресс-конференции следствие представило записи телефонных разговоров Стрелкова и главы Крыма Сергея Аксенова, во время которых Стрелков просит предоставить ДНР российскую военную технику. Аксенов отвечает, что работа над этим вопросом ведется. В другой записи, по данным следствия, Александр Бородай (на тот момент — премьер ДНР) общается с помощником президента Путина Владиславом Сурковым, который сообщает, что «поговорил с самыми старшими товарищами, отвечающими за военную историю», которые готовят помощь самопровозглашенной республике.

Расследование на этом не завершено. 50 детективов и 25 прокуроров продолжают заниматься делом. JIT не прекращает взаимодействовать со следователями в Киеве.

После предъявления первых обвинений должен заработать уголовный суд в Нидерландах, который будет рассматривать это дело, говорила накануне замминистра иностранных дел Украины Елена Зеркаль (Украина участвует в работе JIT). «Это только верхушка. Естественно, потом количество людей, которые причастны к этому, будет гораздо большим, чем эти четыре человека, которые будут объявлены», — заявила Зеркаль агентству «Интерфакс-Украина». Россия вряд ли выдаст другому государству своих граждан, особенно военных, для суда, писала The Guardian. Конституция России запрещает выдачу россиян другим странам. Москва с самого начала отрицала любые связи России или самопровозглашенных республик с крушением MH17.

 

Как расследуется катастрофа MH17

Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур, был сбит над Донецкой областью 17 июля 2014 года. На его борту были 298 человек, все погибли. Большинство погибших (192) были подданными Нидерландов. Расследование катастрофы велось по двум направлениям:

Расследование обстоятельств крушения

Обстоятельства устанавливала международная комиссия во главе с Советом безопасности Нидерландов (OVV). Первый доклад OVV представил через два месяца после крушения. В нем говорилось, что крушение произошло вследствие попадания в самолет множества «мелких высокоскоростных объектов», что вызвало нарушение структурной целостности борта и его разрушение в воздухе. В октябре 2015 года OVV представил окончательный доклад, в котором заявил, что Boeing был сбит ракетой зенитного комплекса «Бук».

Уголовное расследование

OVV устанавливал только непосредственную причину крушения, но не виновников. Независимо от него работала совместная следственная группа (Joint Investigation Team, JIT), созданная для уголовного расследования. В нее входят представители Нидерландов, Бельгии, Австралии и Малайзии, Украины и Евроюста (Агентство Евросоюза по координации судейской и прокурорской деятельности).

В июле 2015 году нидерландский прокурор Фред Вестербек, возглавляющий расследование JIT, назвал приоритетной версию о том, что самолет был сбит с помощью комплекса «Бук». После того, как осенью того же года OVV назвал причиной катастрофы попадание ракеты ЗРК «Бук», JIT подтвердила, что согласна с этим выводом. Осенью 2016 года JIT заявила, что «Бук» был доставлен на Украину из России, что ракета, сбившая самолет, была выпущена с сельскохозяйственного поля около поселка Первомайский, а «Бук» после этого был возвращен обратно в Россию. В октябре 2017 года JIT опубликовала фотографию, на котором предположительно в донецком городе Макеевке в июле 2014 года была запечатлена установка «Бук», из которой был сбит Boeing. В мае 2018 года следственная группа сообщила, что «Бук», из которого была выпущена ракета, принадлежал 53-й зенитной бригаде из Курска.

 

Как менялась версия России в деле MH17

Россия с самого начала отрицает свою причастность к крушению Boeing. Почти сразу после катастрофы президент России Владимир Путин заявил, что ответственность за нее «безусловно» несет Украина — «государство, над территорией которого это произошло». МИД России называл и данные нидерландского OVV, и выводы JIT предвзятыми и сетовал, что Россию не допустили к участию в международном следствии. Минобороны утверждало, что версия о возможной причастности российских военных к катастрофе «не может не вызывать возмущение».

Первое время в России высказывалась версия о том, что Boeing мог сбить украинский самолет. Минобороны заявляло, что зафиксировало Су-25 украинских ВВС, который якобы летел в сторону малайзийского борта и мог быть оснащен ракетами класса «воздух-воздух». Эту же версию прорабатывал Следственный комитет. В конце 2014 года он сообщил, что нашел свидетеля — сбежавшего в Россию украинского военного, который рассказал, что в день катастрофы Су-25 ВВС Украины вернулся на базу с израсходованным боекомплектом. В июле 2015-го СК заявил, что Boeing был сбит ракетой типа «воздух-воздух» нероссийского производства.

В 2015 году Путин в интервью режиссеру Оливеру Стоуну напомнил о твите «испанского диспетчера», который якобы работал в киевском аэропорту в день крушения Boeing. «Насколько мне известно, сразу же после этой ужасной катастрофы один из украинских авиадиспетчеров, по-моему, он специалист испанского происхождения, объявил, что видел в коридоре гражданского самолета боевую машину. Никакой другой боевой машины, кроме украинской, там быть не могло», — заявил Путин. Путин подчеркивал, что не утверждает, что украинский самолет сбил Boeing. «Но все равно вопрос остается: а что он там делал, в коридоре гражданского судна?» — отмечал он.

О твите «испанского диспетчера» по имени Карлос сообщил RT через несколько часов после авиакатастрофы. В твите «Карлос« утверждал, что украинские военные самолеты кружили рядом с малайзийским Boeing перед тем, как он исчез с радаров. Журналисты «Радио Свобода» позднее установили личность автора твита. Им оказался дважды судимый за мошенничество Хосе Карлос Барриос Санчес. Он утверждал, что получал от RT деньги — всего около $48 000, а взамен должен был публиковать на своей странице в Twitter то, что ему укажут. Представители RT это отрицали.

То, что Boeing сбили ракетой, выпущенной с земли, а не другим самолетом с воздуха, признал в своем расследование российский концерн «Алмаз-Антей» — производитель комплексов «Бук». Но он настаивал, что Россия к этому отношения не имеет: по его версии, удар по самолету нанесли с территории, на тот момент контролировавшейся украинскими силовиками, а использовалась для этого ракета комплекса «Бук-М1», которая была снята с производства еще в 1999 году. Концерн также провел два натурных эксперимента, в том числе с подрывом списанного Ил-86, по итогам которых заявил, что, если малайзийский самолет и был сбит ракетным комплексом «Бук», то его поразила ракета 9М38, которая в России к тому времени уже была снята с вооружения. Весной 2018 года Минобороны заявило, что определило номер сбившей малайзийский Boeing ракеты и выяснило, что она еще в советское время была передана украинской войсковой части.

«Там несколько версий, в том числе и версия ракеты украинской армии, и самолета, и т. д.», — говорил Путин год назад. Он подчеркивал, что Москва не доверяет результатам расследования международного следствия, поскольку не принимает в нем участие.

Forbes Russia

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 голос)