Ничего в жизни не бывает просто так. Главное не сидеть на месте, и ваша жизнь самым неожиданным образом может получить именно то направление, о котором вы давно мечтали. Так получилось и с Татьяной, решившей поучиться на очередных курсах "Школы социального предпринимательства" от Центра инноваций социальной сферы (ЦИИС). Никакого бизнеса Татьяна Николаевна открывать явно не собиралась, и зачем она вообще пошла за, казалось бы, лишними знаниями, изначально было не ясно. Тем не менее, керамистка в результате обучения узнала много полезной информации и, как и все, написала бизнес-план. Посвящен он был, конечно же, творчеству - открытию детской студии декоративно-прикладного искусства. 

В конце обучения преподаватели рассказали ей предстоящей в Москве выставке-конкурсе и посоветовали обязательно принять в ней участие. Татьяна загорелась! Она никогда не участвовала в мероприятиях такого масштаба и никогда не была в столице, хотя там сейчас живут и учатся оба ее ребенка. Однако финансов на такие путешествия не было, и взять их было негде. Тогда Татьяна Трещева решилась обратиться в Администрацию Турочакского района, и к ее большому удивлению, помощь пришла - Глава района Виктор Осипов не отказал и выделил средства на проезд. И не зря.
XXVII Международная выставка-конкурс современного искусства "Российская Неделя Искусств Russian Art Week", проходившая в Конгрессно-выставочном комплексе "Сокольники", представляет широкое многообразие современного и традиционного искусства из России и более 20 стран мира. Это одно из важнейших событий культурной жизни столицы, проходящее под патронатом Мэра города Москвы.
Как рассказывается на сайте выставки, к участию приглашается широкая аудитория посетителей с подлинной страстью к искусству, от серьезных коллекционеров до тех, кто покупает свою первую оригинальную работу. Для посетителей создаются комфортные условия для просмотра арт-объектов, их оценки и заключения договоров с авторами. Разделы выставки-ярмарки: живопись, графика, скульптура, графический и коммуникативный дизайн, видео-арт и цифровое искусство, текстиль, промыслы и декоративно-прикладное искусство, оборудование и материалы для художников. Категории участников выставки-ярмарки: индивидуальные авторы и творческие коллективы, организации - галереи и студии, учебные заведения и образовательные организации, коммерческие фирмы - производители и дистрибьюторы товаров для нужд художников, скульпторов, дизайнеров, декораторов, реставраторов.
В рамках выставки-конкурса работал дискуссионный клуб "Международный форум кураторов" с участием ведущих кураторов, галеристов, арт-менеджеров. Мероприятия Форума Кураторов были рассчитаны на различные аудитории: симпозиум - для профессионалов, портфолио-ревю с международными кураторами - для художников, Открытые студии - для всех желающих.
Международная научно-практическая конференция "Современное искусство и глобализация. Художественный рынок и образование в условиях социально-экономической трансформации общества" в рамках выставки-конкурса была призвана выявить и проанализировать культурологические, художественно-эстетические, организационно-практические проблемы функционирования сферы современного искусства и художественного рынка в контексте глобализации и диалога культур.
Кроме того, Российская неделя искусств традиционно включила в свою программу большой образовательный блок: мастер-классы, лектории и творческие встречи, на которых известные художники и мастера своего промысла делились опытом, знаниями, ноу-хау. Гости узнали о специфических техниках, материалах и подходах, используемых в мировой практике создания арт-объектов, о структуре и особенностях функционирования российского и зарубежного арт-рынков, о программах поддержки талантливых авторов. Мастер-классы и лектории проходили практически беспрерывно, с утра и до вечера. И в этом всем великолепии поучаствовал и представитель из Турочака, что, безусловно, почетно.
Татьяна Трещева заняла 1 место в номинации "Малые формы", в конкурсном разделе станковая (классическая) скульптура с композицией "Ангелы вещают - быть добру!" и второе место в той же номинации с авторскими украшениями "Акварель".
В качестве награды Татьяна Николаевна получила возможность бесплатно поучиться в Русской академии ремесел. Академия предлагает краткосрочное обучение рабочим профессиям и повышение квалификации по разным направлениям декоративно-прикладного искусства и ремесленничества, таким как ювелирное мастерство, резьба по дереву, кузнечное искусство. Здесь можно будет стать стеклодувом, кузнецом-оружейником и реставратором мебели.
На каком направлении остановиться, Татьяна Трещева еще не решила, но мы уверены, что она сделает правильный выбор и Турочакскому району еще не раз представится возможность испытать гордость за односельчанку, с которой можно познакомиться уже сейчас, через интервью…
Леплю из глины про любовь
Все дни, что я складывала из слов этот текст, на моем столе располагалась мини-выставка: на небесно-голубой подстилочке стояли маленькие глиняные человечки - смешные и трогательные одновременно. А рядом с ними - миниатюрные ангелочки со скорбными лицами. Я с ними ежеутренне здоровалась, разговаривала, задавала вопросы...
Ответом мне, понятное дело, было молчание. Но "общаясь" с ними, я всякий раз ощущала, что на душе моей становится чисто, светло и благостно. И возникало желание за них или вместе с ними помолиться, как умею. Или, положив в карман глиняного ангелочка, отправиться прямиком ... В храм!
Это были удивительные ощущения, которые на время подарила мне мастер художественной лепки, художник-керамист Татьяна Трещёва из села Турочак Республики Алтай. Своим нелегким, но исключительно благородным делом Татьяна занимается уже почти четверть века! В ее творческом портфеле одних только этих маленьких трогательно-смешных человечков-чудиков и охраняющих их ангелов - более тысячи! Однако человечки - это лишь часть ее творчества. Она лепит и более крупные человеческие фигуры - в основном женские и зачастую парящие в небе. А кроме того - расписные тарелки, красивые панно, небольшие вазочки и прочую домашнюю утварь, изящные ювелирные украшения, причудливые светильники и даже... экзотические музыкальные инструменты! Мечтает о больших напольных вазах, но с сожалением понимает, что одной ей с этим гончарным делом не справиться: здоровья не хватит - большое количество глины вымешивать, нужен помощник-соавтор...
Во все это с трудом верится, когда видишь хрупкую, небольшого росточка, с нестираемой улыбкой на лице женщину, больше похожую на рано повзрослевшую девочку-подростка, которая, упрямо преодолевая трудности роста, с любопытством и радостью открывает для себя наш подлунный мир. И верит в чудеса... А когда во что-то истинно веришь, оно обязательно сбывается!

Божественная глина
А теперь поговорим, пожалуй, об уже упомянутых трудностях и благородстве - верных друзьях творчества художника-керамиста. Начнем с благородства. Возможно, кто-то скажет: "Фи! Как женщине не противно возиться с этой грязью и носить заляпанную одежду?! Она же - женщина!!!" Однако стоп! Вспомним Библию, где изречено, что Бог вылепил человека из праха земного...
А что такое сей прах? - размышляют ученые. И рассуждают так: ведь всюду была вода, и она вполне могла быть перемешана с глиной. И тогда человека, по-видимому, можно было сформировать точно так же, как гончар формует горшок. Ибо библейский стих выстроен таким образом, что неизбежно возникает картина, в которой Господь Бог и впрямь выступает в роли гончара, в буквальном смысле лепящего фигурку человека. Да и легенды о начале человеческой расы, египетские, вавилонские и греческие мифы повествуют, как некое божество сотворяет первых людей из глины. Например, в древнегреческой мифологии первых людей вылепил титан Прометей.
Нельзя не упомянуть и о том, что в далекой древности гончарный круг был самой тонкой технологической новинкой, при помощи которой можно было производить всевозможные сложные формы.
Итак. Господь сотворил человека из глины, а потом вдохнул в него живую душу! И разве не то же самое делает мастер художественной лепки - человек, созданный по образу и подобию Божию?
И потому первый вопрос, который хочется обсудить с этим мастером, таков: сотворяя из глины людей, не чувствует ли он себя немножко Богом?
- Ой, ну, что вы! Как можно?! - Чуть ли не пугается Татьяна. - Я испытываю чувство благодарности к Господу и за то, что он дал мне силы и способность работать с этим чудесным материалом; и за что, что Он создал глину. Соприкосновение с боговдохновенной глиной позволяет и мне самой раскрыть свою душу, и нам с глиной почувствовать друг друга, то есть в процессе работы мастер и глина превращаются в одно неделимое целое. Руки становятся инструментом для воспроизведения, а само изделие - это продолжение души... Глина для меня - это способ выразить то, что нельзя полно облечь в слова. Для музыканта - это музыка, для танцора - танец. А для меня - слияние с глиной, живой, естественной природной ипостасью. Иногда до людей легче достучаться воплощенным образом, чем высказанной мыслью...
А теперь о трудностях, о которых не задумываешься, когда наблюдаешь, как сидит за большим столом женщина-девочка в платочке-бандане и тонкими своими пальчиками лепит малюсенькую (от двух до десяти сантиметров) фигурку ангела или "чудика". Вполне вроде бы дамское дело... Но как труден процесс подготовки! Во-первых, нужно найти "свою" глину (Татьяна среди многоцветья алтайских глин "породнилась" с белой): накопать как можно больше, привезти в мастерскую. Потом глину следует почистить, то есть отделить от камешков, травинок и прочего сора. Для этого глину разводят водой, дают отстояться, потом процеживают и разливают по формочкам и ждут, когда испарятся остатки воды и останется чистая масса, с которой можно работать. Но и это еще не все! Сначала изделие нужно высушить - в теплом месте, без сквозняков, иначе нежная глина может просто растрескаться. А потом произведение искусства нужно подвергнуть обжигу в муфельной печи. Причем два раза. После первого обжига в 500-600 градусов изделие раскрашивают - и снова в печь с температурой 1000-1200 градусов аж на восемь часов! Это же какое терпение нужно иметь! Поистине ангельское!

Маруськи и Иванушки
Описание творчества Татьяны Трещёвой, думается, нужно начать с ее маленьких человечков-чудиков, которым она сегодня посвящает большую часть своего времени и которые уже представляют собой целый мир, наполненный разнообразными чувствами, философскими мыслями и ...пением!
Причем, что самое интересное, этот свой чудный (и в то же время чудной) мир Татьяна начала создавать почти с самого начала своей творческой деятельности.
Откуда-то ОТТУДА ей как будто пришел наказ: создавать из глины не совершенных прекраснолицых и прекрасно же -телых дам и кавалеров, словно собравшихся на светский раут, или обнаженную идеальную натуру: а именно их - Марусек и Иванушек, как называет своих чудиков Татьяна. Простецких (но только на первый взгляд) баб, девок и бородатых мужичков с оттопыренными ушами и растрепанными ветром космами! Да еще и одетых в зипуны позапрошлого века, что заставляет задуматься об их вневременном и даже вечном существовании.
Взгляды большинства из Татьяниных чудиков устремлены к небу, а маленькие дырочки-ротики - открыты. То ли в молитве, то ли в песне! Почему к небу? Да потому что они, благодаря своей создательнице, вдохнувшей в каждого из них частицу своей души и мироощущения, как будто бы осознают, что без Божьей помощи ни одно дело у них толком не сладится.
Они, эти Маруськи и Иванушки, невероятно трогательны, вызывают улыбку, умиление и восхищение трудом истинного Мастера! А уж если начать рассматривать каждого человечка по отдельности, поражаешься не только тщательности "прописывания" мельчайших деталей, но и тому, что выражения лиц у них у всех - разные! Несмотря на то, что в этом Татьянином царстве чудиков, как уже упомянуто выше, более тысячи жителей! И все они выглядят такими живыми, что вот-вот, кажется, прыгнут тебе на ладонь и скажут что-нибудь важное! Но поскольку они не прыгают, начинаешь невольно задумываться, о чем, интересно, сейчас думает тот или иной чудик, какие проблемы его мучают и в голову невольно приходят мысли о Боге и Божьем промысле. А человеку верующему непременно придут в голову слова из Библии: блаженны кроткие, ибо они наследуют землю; блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное; блаженны плачущие, ибо они утешатся; блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят; Потому что они - "соль земли"!
Вдохновение - состояние очень прихотливое. Его нужно "ловить", чтобы оно не утонуло в бытовых проблемах и проблемках. Но Татьяна знает, КАК призвать вдохновение. В этом ей помогают маленькие (от 3 до 20 см) ангелочки, которых она начинает лепить. И они помогают ей войти в состояние непрестанной молитвы и ощутить связь с Господом. А это и есть вдохновение. Для Татьяны, во всяком случае...
- Кому я посвящаю дело мое? - Размышляет Татьяна. - В самом слове творчество уже заложен смысл посвящения. Творить, чествуя! А уж кого чествовать: себя ли любимого или Творца - это выбор человека. Уверена, что подлинное искусство надмирно и вневременно. Оно приподнимает нас над обыденностью, одухотворяет...
Все мы странники - в пространстве ли, во времени, каждый день мы проходим отрезок пути; и от нас зависит, насколько качественно, с какой творческой отдачей сил, души, любви мы этот путь совершаем!

Чудеса и лягушка на дне!
В Турочак Татьяна приехала в 2000 году, и начала творить в тандеме с ныне уже бывшим мужем Денисом Трещёвым. Они делали различные сувениры, панно, кашпо, плакетки, кружки с именами и с... лягушками на дне. Допиваешь чай и обнаруживаешь, что на дне кружки сидит лягушка! Лягушки пользовались спросом и помогли семье некоторое время выживать. Работали в доме Дениса. Благо он был (и есть) велик, и в нем было помещение для маленькой мастерской. Там же была и небольшая муфельная печка... В нее, к примеру, помещались всего пять-шесть кружек среднего размера. А крупные работы приходилось делать и обжигать частями, а потом склеивать. Это, понятое дело, очень усложняло процесс творчества...
Горный Алтай и Турочак, в частности, - место волшебное, мистическое и до невозможности красивое, Его непостижимая умом энергетика просто-таки вынуждает человека заниматься творчеством. Однако Татьяне и Денису поначалу казалось, что в Турочаке их глина-керамика никому не нужны. Заработать творчеством на жизнь практически невозможно. Разве что продавать свои работы на разных праздниках в Турочаке, близлежащих селах или фестивалях на Телецком озере. Но на случайные заработки с двумя детьми не проживешь! Поэтому Татьяна работала и в школе, и в Доме детского творчества - детишек своему искусству обучала.
Ей нравилось работать с детьми, но не хватало времени и сил для собственных творческих полетов... И тут в 2004 году случилось первое чудо! Керамистами и их творчеством заинтересовался директор службы занятости населения Николай Яковлевич Рейхерт, которого Татьяна считает своим вторым отцом. Он помог керамистам основать курсы под названием "Гончары Алтая": нашел помещение, оплачивал его аренду - там-то и началась работы студии для обучения взрослых.
Второе чудо не заставило себя ждать! Это была встреча с горно-алтайским художником-керамистом Филатом Клепиковым. Он уезжал из города и продавал все свое дело: формы, эскизы, печи. Филат несказанно обрадовался покупателям-профессионалам: "Мне так не хотелось частичку себя в чужие руки отдавать. Вас мне сам Бог послал, словно услышал!"
Триста тысяч рублей тут же одолжил их крупный горно-алтайский заказчик. Это было как в сказке! Работы Татьяны и Дениса Трещевых стали появляться на республиканских выставках, стали гордостью турочакских дней культуры в 2005 году. После чего слава о мастерах из Турочака дошла до Кемерова. С Кемеровской международной выставки 2006 года "глина" Тани и Дениса привезла диплом второй степени.
Потом, благодаря службе занятости населения, была организована Рождественская выставка "Гончары Алтая" - в стенах только что открытого Турочакского автовокзала. Несколько работ с этой выставки кто-то украл, что стало молчаливым, но неоспоримым доказательством признания творчества мастеров художественной лепки!
Благодаря этому "признательному" воровству Татьяне и Денису пришла идея постоянно действующей выставки под названием "Живая керамика Алтая". Но эта выставка в магазине "Елена" продержалась меньше года, потому что произведения оттуда снова... украли! Вынесли все до единого!
Денис к тому времени, гонимый ощущением невостребованности, уехал в Москву. Таня осталась одна с двумя детьми и "Гончарами Алтая", которые прожили три года, и где искусству художественной лепки обучились пятьдесят человек. Пусть не все их них стали настоящими профи, но любовь к божественной глине, надо полагать, сохранили на всю оставшуюся жизнь!

Турочак-Сандуны
И тут чудеса временно закончились. Ушел из жизни благодетель Рейхерт, а с ним и помещение для работы, и материальная поддержка. Поэтому, когда пришел вызов на очередную международную выставку в Кемерово, Татьяна чуть не плакала. Ибо у нее на тот момент не было ни выставочных работ, ни вдохновения, ни помещения, куда можно поставить замерзающую в холодном гараже печь и другие филатовские сокровища.
Другой человек на ее месте впал бы в длительную депрессию. Но только не Татьяна. Она решила сама "ковать" чудеса! Погоревала-погоревала да и пошла к главе районной администрации Николаю Болтухину. И глава пошел ей навстречу... В 2007 году он помог Татьяне получить помещение в здании бывшей конторы совхоза. Там продолжили работу "Гончары Алтая" - уже с новой большой муфельной печью, покинувшей, наконец, холодный гараж!
Но радость оказалась не слишком долгой - всего три года. У бывшей конторы появились новые владельцы, которые запросили такую высокую арендную плату, какую "Гончары" не в состоянии были платить... И тогда Татьяна решилась оставить детей одних - и уехала работать в художественную школу Горно-Алтайска. Там она продержалась целых три года, но поездки два-три раза в неделю в Турочак к собственным детям ее так вымотали, что работу в городе пришлось бросить. К тому же душа звала ее заниматься собственным творчеством!
Но вернулась Татьяна в панике - творчеством же быстро денег не заработаешь. Тем более что делать она могла лишь разную мелочевку, на мифические "доходы" от которой невозможно было содержать двух детей. И она пошла "на поклон" к хозяйке ресторана "Коляда" Марине Вялковой, которая предложила ей работу ... уборщицы. За две тысячи рублей… Вот тут-то и случилось очередное чудо! В гости к Марине приехали москвичи - сотрудники Сандуновских бань (старейших в России и известнейших в мире), которые, как специально, интересовались керамикой. А "главный" керамист - вот она, уборщица! Татьяна дала москвичам диск со своими работами. Гости из столицы были так восхищены, что пришли в дом Татьяны, чтобы посмотреть ее работы вживую. Восхитились еще больше - и сразу же купили настенную композицию "Золотые россыпи", на которой были изображены две изумительно красивых сказочных птицы!
Эту волшебную композицию Татьяна продавать не собиралась, но отказать москвичам и отказаться от денег, которых ее семье катастрофически не хватало, не смогла. И от радости, что ее работу высоко оценили, Татьяна подарила гостям одного из своих чудиков. И, как выяснилось уже на следующий день, подарила не напрасно. Ибо москвичи снова пришли к ней в гости с деловым предложением - делать для них своих чудиков, которые бы стали изюминкой Сандуновских бань.
Первым "банным" чудиком стал мужичок с веником. И пошло-поехало! Татьяна делала для своих работодателей тематические композиции: к юбилею "Сандунов", на темы православных праздников, по мотивам русских сказок и даже на восточные темы...
Посетители "Сандунов" с удовольствием приобретали Татьяниных Марусек и Иванушек, а некоторые постоянные клиенты стали даже их коллекционировать! И потому неудивительно, что сотрудничество Татьяны с москвичами длится уже девятый год!
Скажете, не ЧУДО?! Но подумайте сами: где - Турочак, и где - "Сандуны"? А Татьяна говорит, что благодаря "Сандунам" и своим чудикам она детей вырастила - и в большой мир выпустила... Дочка Татьяны, Мария Трещева, в 2016 году поступила в Барнаульский колледж культуры на хореографию, а потом перевелась в Новосибирский колледж культуры на тут же специальность. Ну, а теперь Машенька учится в театральном училище (институте) имени М. С. Щепкина (Щепке) на втором курсе кафедры мастерства актера. Старший сын, Павел Гудимов, отучился на актера театра и кино в Алтайском Государственном Институте Культуры, ну а теперь учится во Всероссийском государственном институте кинематографии им. С. А. Герасимова (ВГИК) на Высших курсах кино и телевидения по специальности кинорежиссер игрового кино. Кстати, скоро турочакским зрителям будет представлен фильм Пашиного производства, который, в том числе, снимался и у нас.

Песня из глины
Родилась Татьяна в 1969 г в селе Яркуль Новосибирской области. Но о роли, скажем, доярки или о другой какой деревенской профессии даже и не мечтала. Ее невесть почему с самого детства тянуло к свету творчества. Она хотела играть на фортепиано, мечтала стать балериной, крутила перед зеркалом фуэте - и столько шишек на лбу понабивала. Может быть, "виной" этой ее тяги к искусству стал отец? Он был простым строителем, но, по словам Татьяны, всегда удивительно чувствовал жизнь и искусство. "Он будто все время шел к свету, который словно поселил во мне".
- И так сложилось, что теперь я танцую в глине, - смеется Татьяна. - Посредством этого материала мне очень нравится изображать какие-то вещи в полете; и в панно, и в плоскостных работах я стараюсь передать воздух, перспективу - жизнь во всех ее красках и оттенках...
А мечту о балете воплотила ее дочь Мария…
В десятом классе Татьяна побывала на экскурсии в Новосибирском педагогическом институте. И, войдя в одну из мастерских художественно-графического факультета, внезапно поняла, что не хочет быть никем - только художником. Причем художником-керамистом, хотя такого курса на факультете не было. А потому она всё равно поступила на художественно-графический... Возможно, свою решающую роль здесь сыграли воспоминания детства, летние купания на озере, на берегу которой были и песок, и глина. И в перерывах между купаниями дети постоянно что-нибудь лепили. Детские изделия были, конечно же, недолговечными, ведь без обжига глина довольно быстро трескается. Но эти тактильные ощущения от соприкосновения с мягкой, теплой и податливой субстанцией навсегда остались в Таниных пальцах и в ее памяти - и во время экскурсии взяли да и выползли наружу!
Поэтому выбрав керамику, Татьяна не испугалась, хотя ее преподаватель учил практически молча. Дал две темы - и все, лепи! А когда она приносила ему на суд небольшие наброски, черноусый учитель чесал голову и говорил: "Ох-хо-хо-хо-хо! Иди работай!"
Благо в Новосибирске был завод "Сувенир". Татьяна самостоятельно сходила туда на экскурсию, познакомилась с художниками-керамистами, побывала в мастерских и всей душой ощутила атмосферу избранного ею вида искусства. Институт Татьяна окончила в 1991 году. Ее дипломная работа состояла из двух частей: настенного панно-триптиха "Одуванчики" и настольной композиции на морскую тему - из пучины моря выплескивались фантастические рыбы! Надо ли говорить, что свой диплом она защитила на отлично! А сейчас Татьяна продолжает лелеять мечту организовать свою творческую студию, при которой была бы художественная галерея "Быть добру!" и отделения для обучения детей и взрослых.
- Если бы вы видели, как у людей на мастер-классах, которые я проводила на разных фестивалях, лица меняются, - говорит Татьяна. - Ведь никто из нас не знает своих возможностей, все вначале говорят: не смогу, не получится. Они смотрят, смотрят заворожено, как крутится гончарный круг, а потом их руки как будто сами собой тянутся за глиной, они присаживаются рядом и начинают что-нибудь лепить, уже не боясь, что у них не получится.
Еще у Татьяны еще одна мечта. А вернее сказать, замысел. Она хочет воплотить в глине героев самых лучших и добрых старых советских мультиков - "Ежик в тумане", "Лоскутик и облако", "Емеля", "Садко" и другие. Чтобы дети - нынешние и будущие - когда-нибудь к ним вернулись...
Добавить ко всему выше написанному, пожалуй, остается только одно: когда Татьяна творит, в ее доме всегда звучит тихая, как будто бы медитативная музыка, часто напоминающая церковные акафисты. А на вопрос, поет ли она сама, Татьяна ответила "самодельным" стихотворением:
«Так много хочется сказать, но слов не нахожу... Позвольте лучше песню вам спою из глубины моей души. Простую глиняную песню могу и спеть и станцевать, легко и просто, незамысловато, о том, как всех люблю!»

Беседовала Елена Рябова

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 голосов)